Тип темперамента

Свойства темперамента

Особенности работы на занятиях

Сангвиник

Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Любит общество детей и взрослых. Чувствует себя везде как дома. Является душой компании, лидер по выбору. Легко и быстро усваивает новое, имеет, как правило, хорошую память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами.

Адаптация к ДОУ – легкая и быстрая.

Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представления ее результата. Легко справляется с одновременным выполнением нескольких заданий. Возможны устный и письменный опросы на любом этапе занятия. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки.

Флегматик

Спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, обстоятельность, солидность, малая эмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие. Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры. Предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников, изгой в обществе детей. Медленно запоминает, но схватывает целое. Хорошая долговременная память. Движения нерасторопны, неторопливые, солидные. Речь медленная, невыразительная, без жестов и мимики. К ДОУ такие дети адаптируются очень долго.

Спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Может длительное время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и в конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объема задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания.

Холерик

Неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность, бурное проявление эмоций, любовь к шумным играм. Все схватывает на лету и также быстро забывает. Предпочитает делать то, что ему интересно. Движения порывистые, резкие, речь отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревожности – средний. Легко приспосабливается к новой обстановке, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении.

Быстрый тем. Полярная активность, эмоциональность в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Устный опрос возможен на любом этапе занятия. Разумное сочетание поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «сглазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятия, планирование дополнительных индивидуальных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.

Меланхолик

Робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, обидчивость, ранимость, чувствительность и впечатлительность. Высокий уровень тревожности. Предпочитает тихие, уединенные игры. Общителен лишь с близкими людьми. Движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая и неуверенная.

Медленный темп, слабая активность, сверхчувствительность к воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе. Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключается на новые виды деятельности. Письменный опрос предпочтителен. При устных ответах необходимо подбадривание, создание ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно.

Знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, помогает родителям и педагогам грамотно организовать взаимодействие с детьми.

Помощь родителей (воспитателей) детям с разным типом темперамента

Тип темперамента

Свойства темперамента

Особенности  родительского воспитания

Сангвиник

Повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность. Легко сходятся с людьми, но не отличаются привязанностью. Слезы появляются мгновенно, но быстро утешаются. Быстро переключаются с одного на другое. Несобранны, рассеянны, несерьезны, неаккуратны. В общении приятны, заводилы, выдумщики. Засыпают легко и быстро, также просыпаются. Миролюбивы, добры, нежадны, веселы, ловки. Быстры, расторопны, говорливы, склонны к риску, азарту. Все интересно, все успевают сделать.

Следует стремиться вырабатывать устойчивые интересы. Учить терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. При этом необходимо учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм ребенка способны обернуться оборотной стороной медали, стать источником как легкомыслия, так и непостоянства.

Нельзя грубо обращаться, унижать, оскорблять, - откажется от взаимодействия, ответит тем же.

Флегматик

Низкая активность, молчаливость, медлительность, спокойствие, постоянство привязанностей. Трудно сходятся с людьми. Трудности в появлнии чувств. Играют тихо, любят несколько игрушек. Любят поспать. Засыпают легко, встают поздно, кушают много (полные), в еде неразборчивы. Любят порядок во всем (пьет только из своей чашки). Могут добиваться своего почти с холерической энергией. Разговаривают медленно, с паузами. Не любят быстрых игр. Послушны и пунктуальны. Самостоятельно принимать решения затрудняются, право выбора отдают другому. Новое не любят. Информацию схватывают медленно (тугодумы), но надолго, редко ошибаются. Домоседы, любят играть в одиночку. Тихони. Осмотрительны, терпеливы, миролюбивы, покладисты.

Пытаться сформировать любознательность и сделать ребенка инициативным. Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как рационально распределить время, чтобы не попасть в цейтнот. При этом важно не раз-дражаться черепашьим тепам ребенка, а ускорять их, применяя игровую деятельность, например, игры наперегонки. Играть в игры, где требуется быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила. Учить дошкольника полнее выражать эмоции и чувства: радоваться, грустить, жалеть кого-то и быть добрым. Стараться привить ребенку навыки общения и развивать его коммуникабельность. Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение. Следить за тем, чтобы он не оставался инертным, вялым, иначе эти качества могут превратиться в леность.Не нужно постоянно подстегивать, подгонять, ругать за ошибки, наказывать – это приведет к неуверенности в своих силах и заниженной самооценке.

Холерик

Энергичны, резки в движениях, настойчивы, решительны, бесстрашны, упрямы, неуступчивы, прямолинейны. Эмоции ярко выражены. Могут быть вспыльчивы, раздражительны, агрессивны, не способны к самоконтролю. Любят риск. Самостоятельны. Спят мало, просыпаются рано. В еде неразборчивы, могут «хватать куски». Неприхотливы. Поступки часто необдуманные, импульсивные. Драчуны и крикуны, но могут притихнуть и стать «золотым ребенком». Играют в грубые, порывистые игры, часто конфликтуют со сверстниками. Интересы устойчивы, бурно протестуют, если отвлекают. Чем труднее дело, тем они настойчивее.

Следует замедлить темп «его кружения по жизни», расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки. Напра-вить бьющую ключом энергию дошкольника на нужные, полез-ные дела, учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил. Воспитывать гибкость, настойчивость и сдержанность, как надо владеть собой, чтобы не вспылить, погашать любую аг-рессивность. Необходимо подбирать игры, которые укрепляют процессы торможения и не приводят к перевозбуждению нерв-ной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и требуется минимум эмоций. Важно помнить, что непосредствен-ность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей. Такого ребенка необходимо учить вежливос-ти. Требовать, чтобы он стал таким, поскольку холерик обычно реагирует лишь на требования родителей.

Меланхолик

Низкая активность, сдержанность и приглушенность речи, слабое выражение чувств. Эмоционально ранимы, замкнуты и отчужденны, тревожны, неуверенны в себе. Пугаются незнакомых людей и незнакомой обстановки. Задумчивы, грустны, когда не играют. Если расстроятся, то долго плачут. С трудом включаются в игры других детей, но преодолев себя, получают радость. Кого любят, с теми добры, мягки, открыты и доверчивы. Рассудительны, как «маленький взрослый». Любят уединяться, не играют в грубые игры. Разборчивы в еде. Быстро устают. С трудом переключаются на другое. Трудно засыпают, утром встают плохо. Любят тепло. Боятся спорта.

Не надо требовать того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют деятельность. Родителям следует поддерживать, одобрять, быть с ним ласковее и мягче. Необходимо нацеливать ребенка на выполнение лишь посильных заданий и помогать вовремя справляться с ними. Учить преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе. Поддерживать его самостоятельность. Важно воспитывать инициативность, общительность, доверчивость и смелость. Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха. Ни в коем случае, даже из благих побуждений, нельзя запугивать его. Родители должны стараться в разных ситуациях вызывать у ребенка больше положительных эмоций. Важно учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность дошкольника – кривое зеркало всех педагогических воздействий и может исказить конечный результат, поэтому, воспитывая меланхолика, надо применять тактику жонглера.

© 2016, Детский сад № 32 г Братск