Тип отно-шения к ребенку

Виды педаго-гов

Педаго-гическое кредо

Лозунг

Позиция по отноше-нию к ребенку

Способы общения

Преобла-дающая форма отношений

Тактика поведения

Нетерпи-мое

 

 

 

«Дикта-тор» - педагог с преоблада-нием пренебре-жения

«Я поставлю вас на мес-то!»

«Вы ответите мне за все!»

«Сверху», контроли-рующий, принуж-дающий, преследующий «родитель»

Запрет, требование, манипу-лирование, угроза, наказание, оскорбление

Пренебрежи-тельное отношение к ребенку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти

Диктат

Характеристика «Диктатора». Данный тип педагога разрушителен для  личностного развития, способствует дезадаптации к ДОУ. Неспособность к педагогической деятельности выливается в жесточайший контроль над детьми, в стремление ограничить их деятельность твердыми рамками запретов, оскорблений и даже физических наказаний.

«Снеж-ная коро-лева» - педагог с преобла-данием отстра-ненности

«Оставьте меня в покое!»

«Это вы сами в состоянии сделать!»

Безучастный, холодный, отстраненный «взрослый», «на равных», но не вместе

Холодная наблюдатель-ность, раздраженное неприятие, различные виды манипулирова-ния

Отстраненность, безучастность, игнорирование

Сосущест-вование ря-дом, но не вместе; уход

от проблем

Характеристика «Снежной королевы». Педагогический труд рассматривается как «повинность», отработка рабочего времени от и до. Часто это «выгоревшие» педагоги  с «хронической усталостью» или педагоги, занимающие «чужое» место. Педагог, как правило, игнорирует проблемы детей и родителей, минимизирует выполнение профессиональных обязанностей. Пассивный, равнодушный созерцатель, стремящийся переложить ответственность на других, например, на родителей. Способствует дезадаптации детей к ДОУ.

«Боец» -

педагог с преобла-данием импуль-сивности

«Я вылеплю из вас людей»

«Делай, как я»

«Снизу», эмоционально неустойчивый подросток, стремящийся показать, что он взрослый

Наставление, запрет, требование, наказание, манипулирова-ние

Неприятие с эмоциональным реагированием, стремление изменить поведение ребенка, родителя, скорректировать его личность

Диктат

Характеристика «Бойца». «Боец» «формирует» личность, активно «содействует» ее развитию под воздействием сложившихся стереотипов. Характерно неприятие детей, которые не нравятся. В ситуациях, выходящих из-под контроля, склонен проявлять злорадство, открытую неприязнь, агрессивен. Публично смеется и издевается над ребенком, либо борется с ним всеми доступными ему способами.  «Подгоняет» детей под стандарт «хорошего», с его точки зрения, ребенка. Делит детей на «хороших» и «плохих» и относится к ним, как к «принимаемым» и «непринимаемым». «Любимчикам» многое прощает, что способствует их адаптации к ДОУ, тогда как к непонравившемуся ребенку может быть пристрастным, что в итоге приводит к его дезадаптации.

Толерант-ное

«Сноб» - педагог с преобла-данием высоко-мерия

«Ох уж эти детки!»

«И когда только вы вырастете!»

«Сверху», позиция надменного, кичливого «родителя»

Нотация, морализирова-ние, наставление, разъяснение, назидание

Высокомерие, надменность, кичливость

Контроль,

опека

Характеристика «Сноба». Степень приемлемого и допустимого формируется на протяжении всей его педагоги-

ческой деятельности: терпелив к единомышленникам; толерантно, хотя и «свысока» ведет себя с обеспеченными

родителями; невыдержан, достаточно тверд и жесток с теми, кто стоит ниже его на социальной лестнице, так как

считает себя опытнее, образованнее, воспитаннее, умнее и т.д. Также относится и к детям. Главный недостаток –

негибкость поведения, неадекватно завышенная самооценка своих действий, поступков, идей, что в итоге может

стать причиной дезадаптации ребенка.

«Стоик» -

педагог с преобладанием терпели-вости

«Все можно пережить! Терпи, сколько выдер-жишь!»

«Все получится, нужно только немного подождать!»

«Рядом, но не вместе»

Диалог, поддержка, манипулиро-вание

Терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль

Сосущество-

вание рядом

Характеристика «Стоика». В основе педагогического труда может лежать личная выгода, собственное удобство,

Равнодушие к детям. В целом он способствует адаптации ребенка к образовательному учреждению, поскольку

терпеливо выполняет профессиональные обязанности. Однако недостаточное приятие педагогом детей может

привести к их поведенческим или личностным дисгармониям, неадекватной самооценке, обращению внимания

на себя как приемлемыми способами, так и недопустимыми.

«Золуш-ка» -

педагог с преобла-данием беспо-мощности

«Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо»

«Ну что я могу для тебя сделать?»

«Снизу», приспособ-ление

Приноравли-вание

Беспомощность

Невмешатель-

ство

Характеристика «Золушки». «Золушкой» чувствуют себя некоторые педагоги на начальных стадиях становле-

ния карьеры. Они растеряны и не знают, как грамотно вести себя в различных педагогических ситуациях, что про-

является в приспособлении к действительности, неуверенном поведении. Этот тип педагога чрезвычайно удобен

как детям, так и взрослым: им легко манипулировать, так как он беспомощен и нуждается в поддержке. Он сам на-

ходится в адаптационном процессе, поэтому его участие в адаптации ребенка к дошкольному учреждению мини-

мально.

Терпимое

«Чере-паха Тортил-ла» -

педагог с преобладанием снисхождения

«Это дети (молодые родители и т.д.), и этим все сказано

«У вас все получится со временем!»

«Сверху», покровитель-ствующий «родитель»

Наставление, нотация, разъяснение, морализирова-ние, убеждение

Снисходитель-ность, покровитель-ственное отношение

Опека, забота,

умеренный

контроль

Характеристика «Черепахи Тортиллы». Такой педагог относится к детям «сверху»: предпочитает воспитывать,

наставлять, разъяснять, морализировать, убеждать. Он любит детей, принимает их недостатки, с удовольствием

работает, однако может быть негибок, проявлять недостаточную децентрацию к ребенку. В оценках личности и

действий детей, как правило, преобладают позитивные характеристики: «Вы хорошие, умные ребята, но слегка

легкомысленные…», «Мне нравится ваше поведение, но я хотела бы видеть вас более старательными». Дети лю-

бят такого педагога, он помогает им адаптироваться к дошкольному учреждению.

«Альтру-ист» -

педагог с преобла-данием уступчи-вости

«Я вас так люблю, что готов все принять, лишь бы вам было хорошо!»

«Все дано от природы, я мало что могу сделать!»

«Снизу», приспособ-

ление

Уступчивость, сговорчивость, покладистость

Уступчивость

Попуститель-

ство

Характеристика «Альтруиста». Этот педагог настолько любит и уважает детей, что боится своим педагогиче-

ским вмешательством навредить их личностному росту, что ведет к полной уступчивости. В целом он лоялен, мо-

жет быть излишне эмпатичен, принимает ребенка, способствует его адаптации к дошкольному учреждению.

«Миро-любец» -

педагог с преобла-данием сотрудни-чества

Исходить из интересов человека и перспектив его дальней

шего развития

«У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»

«Рядом», позиция друга, помошника, наставника, когда это необходимо

Понимание, помощь, диалог, поддержка

Сотрудничество

Ненавязчивое,

естественное

создание ситу-

аций, требу-

ющих от чело-

века проявле-

ния активнос-

ти

Характеристика «Миролюбца». Это идеальный тип педагога. Он любит детей, с удовольствием с ними работает.

Отношения основаны на приятии, любви к детям, понимающем сопереживании, ненасильственном сопровожде-

нии их личностного роста и развития, направлены на развитие уникальной сущности каждого ребенка, что, разу-

меется, ведет к его быстрой адаптации к дошкольному учреждению.

Первостепенная роль в процессе адаптации ребенка к ДОУ принадлежит педагогу. От того, насколько он сам гармоничен и терпим, зависит психологическое здоровье и его самого, и воспитанников. Чем больше таких педагогов, тем более гуманистична образовательная среда и общество в целом, поскольку основы взаимоотношений, взаимовосприятия, самооценки закладываются в дошкольном детстве. Это тот базис, с которым ребенок затем вступает в школьную жизнь, и обеспечить ему безболезненное вхождение – задача педагога. Дело за малым – педагог должен любить детей, профессию, образовательное учреждение, где работает, и, конечно же, совершенствоваться, развиваться и двигаться вперед.

(Использованы материалы Е. Клепцовой, кандидата психологических наук, Вятский государственный гуманитарный университет, Киров)

© 2016, Детский сад № 32 г Братск