«Я сам»

(возрастные особенности детей  3 – 4 лет)

Психологический портрет

В период от 2,5 до 3,5 лет ребенок переживает кризис трёх лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим собственную волю. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязывать или запрещать детям что-либо. Если взрослые всегда придерживаются одних и тех же требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Дети чувствуют себя самостоятельными, компетентными и в то же время понимают свою зависимость от взрослых. Они борются за самостоятельность и уважение к себе, но в тоже время ожидают, что взрослый будет их поддерживать. Их внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами: уверенность и сомнение, страх и всемогущество, враждебность и сильная любовь, гнев и мягкость, инициатива и пассивность.

Дети нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинство.

Общаться с детьми, переживающими кризис, нелегко. Их поведение – это бесконечная череда «я хочу!» и «я не хочу», «я буду» и «я не буду». Важно понять, что это не капризы. Чем строже вы будете себя вести, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не случайно говорили в древней Индии: «До пяти лет ребенок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат, а после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».

Дети, проходящие кризис, требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что воля у них есть. Различные качества – умный, смелый, добрый, храбрый – они теперь относят к себе, и для них очень важно, чтобы взрослые их положительно оценивали.

Часто так называемые «ужасные» трехлетки бесконечно заявляют «нет». «Ты хочешь пойти вместе с мамой?» – «Нет». «Мы сейчас поспим немножко?» – «Нет».. Взрослые хотят получить ответ на свои вопросы, а дети чувствуют свою значительность, отклоняя просьбы взрослых, - и именно от этого получают удовлетворение.

Не задавайте детям вопросов, на которые вы не хотите получить отрицательный ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти с вами. Просто сообщите ему, что вы идете и что там его ждет что-то хорошее (придумайте что-нибудь).

Требования взрослых должны в ряде случаев проводиться в жизнь независимо от мнения детей. Не вступайте с детьми в конфронтацию. Нужно просто переориентировать их. Ребенок не хочет уходить с игровой площадки. «Ты знаешь, мы сейчас пойдем домой и будем…» В то время как маленький упрямец поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда. С детьми следует обходиться мягко, без физического принуждения.

Некоторые родители увлекаются тем, что начинают «вбивать» в детей послушание и покорность, но это проигрышная позиция, вне зависимости от того, применяется ли она постоянно или от случая к случаю. Наиболее опасен вариант, когда родители начинают физически наказывать детей, считая, что дают им хороший урок послушания. Однако дети не извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых дети беспокойно съеживаются, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

Трехлетний ребенок – неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, клеить, лепить, рисовать. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о чем-то, что не может непосредственно воспринимать. Он активно исследует и познает то, с чем может практически что-то делать.

Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордится своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь собственной умелостью. Интерес к практическим действиям создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. Не случайно в так называемых традиционных культурах детей именно с трех лет начинали учить пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом и т.п.

  • Не торопясь, подробно показываете детям правильные способы осуществления действий.
  • Совершенствуйте навыки самообслуживания. Если именно в этом возрасте вы научите их правильно мыть и вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в шкафу, в дальнейшем они будут педантично придерживаться заведенного порядка.

Если в 2 года ребенок доволен любыми результатами своей деятельности, то к 3 годам он становится более критичным и более реально оценивает их. Теперь ребенок не только плачет, если он упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности.

  • Показывайте детям способы, как улучшить их работу.

Источник развития и расширения кругозора и представлений ребенка о мире – непосредственные наблюдения. Поэтому важно позаботиться, чтобы его опыт был как можно более разнообразным.

Обеспечить мотивацию овладения способом действия в групповой ситуации удается, опираясь на стремление детей данного возраста к собственной значимости и превосходству. Это стремление вполне может реализоваться в помощи разным игровым персонажам (куклам, зайцам, ежикам и др.). последним очень нужны рисунки, постройки и другие вещи, которые они сами никогда не могут сделать. Наши же «умные и добрые» дети легко научатся, сделают эти предметы и помогут беспомощным игрушкам.

Просьба взрослого научить его делать то, что у ребенка «так хорошо получается», создает оптимальные условия для осознания ребенком своих действий, если ребенок, например, объясняет, как он делает то или иное дело. Дети, преисполненные собственной значимости, охотно откликаются на просьбу. У них возникает приятное чувство, что у взрослых есть интерес и уважение к его начинаниям.

Становление образа – Я

Образ Я, т.е. представление ребенка о себе самом, включает знания о себе, о том, какой он есть, и отношение к себе, например, довольство или недовольство собой.

Примерно около трех лет ребенок начинает понимать, кто он и какой он.

Отношение к себе в этом возрасте, как правило, положительное. Все считают себя хорошими, красивыми, утверждают, что не дерутся. Многие дети этого возраста соглашаются с тем, что они добрые, и с тем, что жадные. Возможно, они пока не понимают, что представляют собой эти качества.

Для нормального развития образа – Я детям необходимы переживания успеха и атмосфера общего одобрения взрослыми, положительное отношение и оценки взрослых. Но чтобы эта позитивная тенденция не привела к необоснованной самонадеянности следует одновременно и очень бережно формировать способность критически отнестись к результатам своей работы, отдельным поступкам. Дети данного возраста не разделяют общее положительное отношение к нему взрослого и оценку того или иного конкретного результата его действий. Оценки должны быть объективными, а в случае необходимости и критическими. Дети этого возраста считают всякое критическое замечание выражением плохого отношения к себе лично. Если не помочь детям различать это, они могут надолго сохранить такую реакцию, которая будет препятствовать как улучшению своих результатов, так и нормальным отношениям с другими людьми.

Разделить в душе и сознании ребенка эти два момента можно, если первоначально выражение общего отношения и объективная оценка частного результата будут исходить от разных лиц. Общее положительное отношение при этом обязательно должен высказывать значимый для ребенка взрослый. Объективная же критическая оценка вполне может быть высказана любым игровым персонажем. Он будет говорить то, что вы считаете нужным, и с него, как говорится, взятки гладки.

Разумеется, подобные ситуации следует специально создавать. Для этого достаточно предложить ребенку что-нибудь построить, нарисовать или еще что-то сделать для игрушки. Та окажется весьма «придирчивым» заказчиком, отметит реальные недочеты в работе ребенка и попросит их исправить. Можно при этом или отстаивать правоту ребенка, или предлагать ему не огорчать этих бестолковых кукол и пойти навстречу их просьбам. И хотя за игрушку говорит взрослый, ребенок очень чутко улавливает, что он с «с ними» и «за них», и готовы спокойно принять другое отношение к плодам своих усилий.

Следующий важный момент в становлении объективного отношения к собственным промахам и нежелательным поступкам является способность увидеть себя как бы со стороны и осознать свои негативные действия и поступки.

Считается, что объясняя ребенку после совершения проступка, даже по горячим следам, почему это плохо, как правило, бесполезно. Нежелательные поступки в адрес сверстника обычно связаны с какими-то сильными желаниями и эмоциями. Все происходящее дети, естественно, видят только со своей позиции. Разъяснения и порицания имеют для них в этот момент только один смысл: взрослый ими недоволен, а вовсе не то, что они поступили нехорошо. Задуматься о своих действиях это их вряд ли заставит.

Однако нечувствительность к словесным разъяснениям не означает, что нет способов донести до ребенка неприглядность его поступка.

Когда непосредственные участники конфликта успокоятся, можно воспроизвести неприятные происшествия на игрушках. Например, один заяц – плохой, другой – хороший. Обиженный огорчается и плачет. Обсудить и оценить действия этих зайцев. Но не связывать оценку с реальными действиями конкретного ребенка! В данном возрасте другие дети также не делают этого: одни не видели, другие не обратили внимания, третьи забыли недавние события, но всех интересуют «заячьи отношения».

Однако сами «виновники» как-то сопоставляют действия зайцев со своими. Об этом свидетельствует их мимика во время показа таких сценок (краснеют, опускают глаза, отворачиваются). Как и все, провинившийся ребенок проявляет симпатии к пострадавшим персонажам, гладит, рассматривает и т.п.

Разумеется, этот метод не гарантирует стопроцентного изменения поведения детей, но позволяет решить другую, также весьма важную задачу. Ребенок понемногу приучается видеть себя со стороны и задумываться о своих поступках.

Взаимоотношения со сверстниками

В детском саду ребенок весь день практически проводит в многочисленной группе сверстников. Он вынужден  как-то соотносить с ними свои действия, желания и др. Произошедшие за год перемены  влияют на взаимоотношения детей. Одна из причин – обогащение детской игры. Она начинает стимулировать эпизодические игровые контакты и приводит к частым конфликтам из-за игрушек. Кукла или машинка, которая нужна одному, в этот момент срочно может понадобиться другим. Конфликты из-за игрушек порождаются теперь иными причинами. Ребенок старается захватить или отнять игрушку не потому, что у него возникло мимолетное желание завладеть ею. Она реально нужна ему для развертывания игры. Социальный опыт и речевые возможности не позволяют детям самостоятельно находить выход.

Самостоятельность и стремление к независимости зачастую становятся причиной

обострения взаимоотношений между сверстниками, поскольку каждый стремится настоять на своем. Интересы 15-20 «самостоятельных граждан» в группе нередко сталкиваются.

Новым источником конфликтов становятся и некоторые дети, у которых не возникает цели что-то сделать. Не умея занять себя, они склонны приставать к другим детям и мешать им. Возникает опасность появления нового нежелательного стиля взаимоотношений.

Если дети любят своего воспитателя, то на его внимание и участие в игре могут одновременно претендовать несколько детей. Ревность может породить конфликт. Желательно объединить интересы всех детей единым сюжетом так, чтобы каждый имел возможность для индивидуального контакта со взрослым по ходу игры: например, воспитатель по очереди «кормит» или «лечит» игрушки, которые приносят дети.

От взрослого в этот период требуется большое терпение. Нужно показывать детям посильные способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы всех сторон. Необходимо формировать критическое осознание ребенком собственного негативного поведения в ходе конфликтов. Однако этого недостаточно, и детей необходимо вооружить такими приемами и правилами, которые позволят им предотвращать назревающие конфликты и находить выходы из возникшей ситуации. а также учить детей договариваться.

Одним из таких приемов является установление очередности в пользовании спорными предметами. Но применительно к дошкольникам, особенно младшим, оно имеет одно принципиальное ограничение: каждый ребенок должен ждать своей очереди не более 30-40 секунд. На больший срок у детей просто не хватит терпения. Поэтому данный прием годится для пользования разными спортивными приспособлениями: залезть на лесенку, скатиться с горки, прокатить машину и т.д.

Чтобы дети четко усвоили это правило, достаточно по окончании действий каждого участника говорить: «Теперь следующий, а ты иди в конец очереди».

Другой путь преодоления конфликтов – поиск вместе с детьми выхода, удовлетворяющего всех:

  • Ссора из-за самолета – сделать много самолетов из бумаги («спорным» самолетом поиграют все)
  • Дети построили дорогу, которая не размещает всех машин – сделать длинную дорогу с несколькими ответвлениями
  • В гараже нет места для второй машины – сделать гараж на две машины и т.д.

Описанные приемы направлены преимущественно на преодоление реально возникающих в практике нежелательных форм поведения. Кроме того, необходимо знакомить дошкольников с более широким кругом одобряемых и осуждаемых поступков, которые им понятны, но не обязательно встречаются в их практике. Чтобы такое ознакомление проходило достаточно оживленно и эффективно, помогает игра, условно названная «Фу». Взрослый поочередно называет положительные и отрицательные поступки («оторвал кукле руку», «помог сверстнику застегнуть пуговицу»), а дети хором оценивают их возгласами одобрения или осуждения: «Ура!» или «Фу!».

Психические процессы

Восприятие. Совершенствуется взаимодействие в работе разных органов чувств. Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения. Предметы и явления в основном воспринимаются целостно.

Внимание. Объем внимания не превышает одного объекта устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от его интереса. На интересном для них занятии дети могут сосредоточиться до 50 минут, на неинтересном индивидуальном задании и в присутствии взрослого – до 25-30 минут с перерывами. Способность ребенка управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему трудно направить его внимание на что-то с помощью слов. Маленький ребенок психологически не в состоянии быть внимательным к тому, что ему интересно.

Память. Дети 3-4 лет хорошо запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось: песенку, стихотворение, какой-нибудь разговор, событие. Часто они запоминают даже такие стихи или песни, слова и смысл которых ребенку непонятны.

В то же время попытки давать детям несложные поручения, например, принести несколько предметов из другого помещения, пойти и попросить что-то у другого человека, очень часто оканчиваются тем, что, придя на место, ребенок напрочь забывает, зачем он пришел.

Речь продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас колеблется от 600 до 2300 слов. Длина предложений увеличивается.

В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность. Занимаясь каким-либо делом, они часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». Не следует пресекать подобные «разговоры с собой». С их помощью ребенок пытается наметить и удержать в памяти поставленные им цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, иногда выполняет отдельные действия только на словах. Часть этих «разговоров» составляют беседы с игрушками, выполняющими ту или иную роль в игре.

Можно расширять словарный запас, но нельзя требовать от детей этого возраста развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребенка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. От манипулирования объектами ребенок способен перейти к оперированию представлениями о них и их образами во внутреннем плане.

Слушать рассказ взрослого дети могут в пределах пяти минут.

Эмоции. На четвертом году жизни сохраняется , присущая 3-леткам, яркость и непосредственность эмоций, легкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но поверхностны.

Ребенок еще не умеет скрывать свои чувства. Он по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослым по поводу волеизъявлений ребенка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками. Дети получают удовольствие от разнообразной продуктивной деятельности. Они хотят строить, лепить, рисовать, клеить и помогать по хозяйству. Теперь ребенок не только плачет, если он упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности, например, упала башня из кубиков, которую он строил.

В целом на четвертом году жизни дети чаще ведут себя агрессивно, чем на третьем или пятом. Их эмоциональное состояние менее стабильно, настроение подвержено перепадам, они не склонны выражать сочувствия друг другу. Но это временное явление. Не порицая детей, продолжайте подавать им пример сопереживания к каждому. К среднему возрасту это принесет видимые плоды.

Когда будет особенно тяжело, вспоминайте, что период кризиса обязательно закончится и ребенок станет более миролюбивым, подрастет и станет более благоразумным.

© 2016, Детский сад № 32 г Братск