Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребёнка - к концу года малыш становится младшим дошкольником. Предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребёнка, но приобретает новые черты. с  каждым днём малыш  становится  более самостоятельным и умелым . Руки ребёнка  в постоянной работе, в постоянном движении. Наблюдая за детьми этого возраста, можно увидеть, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет достать, потрогать, разобрать, поломать. Он уже достаточно хорошо владеет  специфическими  действиями, знает назначение бытовых приборов и хорошо умеет пользоваться ими. Психологи считают, что переход от пробы к умению – важнейшее достижение этого возрастного  этапа . 2-летний ребёнок, выполняя дидактическую задачу, при помощи 2-3 проб находит правильное решение. Это и есть мышление в действии.

Между  2-3 годами становится  особенно  заметным  значительный  скачок в общем развитии ребёнка, вызванный овладением речью. На  3 году обычно все дети начинают охотно  и много  говорить. Интенсивное  развитие активной и пассивной речи в этот период  приводит  к тому, что общение  всё более становится не только предметно-действенным, но и речевым. С 3 года жизни слово становится регулятором поведения ребёнка.  Его действия  начинают подчиняться словесно выраженному запрету, просьбе. Освоение правил  и требований, выраженных словами, имеет значение для развития воли ребёнка,  выдержки и настойчивости.

Пользуясь речью, малыш  может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними. К 3 годам для ребёнка становится важным не только процесс действия, но и результат.  Ребёнок ставит цели, достижения которых соответствуют  общепринятому результату, например, правильно сложить матрёшку, правильно надеть колготки, обувь. Появляется способность самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходным замыслом. С возникновением этой способности ребёнок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность.

Именно  в этом возрасте ребёнок произносит  известную фразу «я  сам»  и ограничивает участие взрослых в своих  делах. Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребёнка  к самостоятельности, это приводит к возникновению упрямства, желанию всё делать наперекор требованиям взрослых. В процессе общения, игры, в  ходе предметной деятельности происходит дальнейшее развитие психических   процессов  восприятия, памяти, мышления, формируются новые интересы и  требования.  От  2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение. Ребёнок может действовать в воображаемой  ситуации. Например, во время игры взрослый  побуждает  детей  пройти тихо  мимо спящего мишки и не разбудить его, или весело погреметь  погремушками, чтобы разбудить солнышко и птичек. На 3 году жизни внимание малыша  ещё неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него эмоционально значима, более длительно. Ребёнок  может заниматься ею 10-12 минут.  У  детей на 3 году  жизни преобладает зрительно-эмоциональная память. Малыши  сравнительно быстро запоминают и без особых усилий  воспроизводят увиденное и услышанное, если  это вызвало их интерес. На протяжении 3 года  совершенствуются процессы  запоминания, а с развитием речи воспоминания  могут быть вызваны уже  с помощью слова. Все перечисленные новации в развитии детей 3 года жизни возможны только  как результат правильного воспитания и непосредственного участия  взрослого в жизни детей.

© 2016, Детский сад № 32 г Братск