«Мы уже большие!»

(возрастные особенности детей 5 – 6 лет)

Психологический портрет

В 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст:

  • это начало активной подготовки к школе
  • это важнейший период формирования личности.

Уже заложен фундамент интеллекта. Уже возможно оценить характер ребенка. Способность к творчеству в расцвете. Фантазия и вымысел настолько развиты, что позавидовал бы Андерсен. Ребенок знает, что такое правда, и в тоже время рассказывает небылицы, хотя осуждает ложь у других.

Но после 5-ти с половиной лет, когда на смену творческому мышлению приходит логическое, способность к творчеству у многих детей угасает. От Вас зависит, чтобы это не случилось. Пусть в Вашем доме уживаются компьютер и выдуманная ребенком сказка.

Старших детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Они уже умеют сдерживать чувства и контролировать свое поведение. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Но это должно происходить в спокойной обстановке и индивидуально. В этом возрасте у некоторых детей возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не только того, что они могут умереть, сколько смерти родителей. Также в этом возрасте детям присущи страхи снов, бандитов, врачей, уколов, больницы,  пожаров, наводнений.

  • Выделяйте свободное время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни», выяснить, какие проблемы волнуют его ум и душу.

С 5-ти лет дети уже твердо знают свою половую принадлежность. В 5-ть лет, воспитывая мальчика, необходимо доминировать отцу, а девочку – конечно, матери. Отец воспитывает мужественность, а мать – женственность. Приучайте детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда. Мальчик с удовольствием может помогать папе в гараже, девочка – маме на кухне. Раньше дети после пяти лет нередко оставались следить за более маленькими братьями и сестрами, заботились о них и рассматривались старшими уже как помощники по хозяйству. Если до этого возраста дети обоих полов ходили в деревне в одинаковых рубахах, то теперь мальчики одевали штаны с рубахой, а девочки – сарафаны.

Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также женщины-педагоги видели в них опору и защитников. Девочки нуждаются во внимании, заботе и похвале со стороны отцов и дедушек.

Обычно роль другого пола ребенок в основном осознает в семье, у близких. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а сын – роль женщины, общаясь с матерью.

Современная психологическая наука утверждает, что и мальчики, и девочки нуждаются в том, чтобы проигрывать роли представителей другого пола. Полезно, если мальчики участвуют в играх в семью, а девочки – в военных играх. К этому детей провоцируют фильмы, в которых женщина – суперагент – частый герой. Более того, поданным этологии – науки о поведении животных, известно, что детеныши многих животных в играх исполняют роли как своего, так и противоположного пола.

Ребенок в этом возрасте пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что ел, как говорил, как спал. Появляется вопрос «Откуда я взялся?»

  • Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) древом.
  • Отвечая на вопрос: «Откуда я взялся?», необходимо понимать что вопрос задан 5-летним ребенком не о зачатии, развитии и рождении его физического тела, а именно о его Я.

В 6-ть лет ребенку уже надо рассказать в доступной форме о том, как дети появляются на свет, где он родился, как и почему. Желательно, чтобы воспитатель знал, как отвечают на этот вопрос его родители.

Пятилетние дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Мальчики могут влюбиться в воспитательницу, а девочки в друга своего отца или соседа- старшеклассника. Терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюбленности у подростков. При этом дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно.

Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки – наоборот. Это порождает агрессивные выпады. Поэтому надо понимать, что происходит с ребенком.

Если до сих пор ребенка интересовал в основном преимущественно окружающий мир, то в 5 лет к этому присоединяется интерес к взаимоотношениям людей. Дети обладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и другим. Остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды ее проявил. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать и внутренне отгораживаются от такого человека. Они ставят под вопрос отношение к себе даже своих родителей: действительно ли они меня любят?

До сих пор взрослый был непререкаемый авторитет, а в 5 лет ребенок критично относится к взрослому.

В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея возможность смотреть взрослые фильмы, дети активно строят образ себя в будущем и своей взрослой жизни. Содержание этого образа у современных детей имеет специфику. Сегодняшний ребенок хочет в будущем стать президентом, директором банка, рекетиром, «звездой». И  дети зачастую не имеют представления о том, чем будут заниматься, но фиксируют то, что будут иметь: дом, машину, собаку, а девочки – наряды… Ответы детей – отражение нашего сегодняшнего представления о том, что значит «жить хорошо». Они связывают свою жизнь со сферой потребления, а не сферой деятельности. Необходимо говорить с детьми об их планах, больше слушая, чем давая свои рекомендации. Необходимо содействовать тому, чтобы ребенок задумывался над тем, что он хочет делать, в каких сферах деятельности реализовываться.

Отношения партнерства между родителями и детьми сменяются взаимным отдалением. Ребенок уже может безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими и даже стать инициатором ее. Для ребенка сверстники становятся все более значимы.

Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Может толково объяснить, чем отличается , к примеру, стрекоза от бабочки, пчела от мухи. Короче говоря, ребенок «открывает» мир.

Малыш становится сознательно самостоятельным. Он выполняет требования взрослых и сам предъявляет требования к себе и другим людям.

Ребенок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Но переключаемость с одной задачи на другую затруднена еще до крайности.

К шести годам имеет собственное представление о красоте, начинает понимать музыку, любит театр, сам играет роль, обычно перевоплощаясь без усилий. С удовольствием рисует, придумывая сюжеты. По сюжету и качеству рисунка возможно даже оценить развитие ребенка, нет ли задержки в нем.

В 5 лет малыш различными цветами обычно выражает свои чувства по отношению к тому, что он изображает. Выплескивая часть эмоций на рисунок, уже стремиться ими управлять, пытаясь сдерживать или скрывать от посторонних, что, правда, удается не всегда.

Считается, что детские рисунки – ключ к внутреннему миру малыша. Рассматривая их, можно узнать гораздо больше о ребенке, чем знаем о нем, общаясь с ним.

Теперь уже малыш рисует человека почти таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо.

У человека начинает появляться шея. На нем – одежда, обувь. Короче говоря, чем больше вы найдете сходства у нарисованного человека с настоящим, тем развитие ваш ребенок и лучше подготовлен к школе.

Немаловажную роль при общении ребенка играет речь. К пяти годам малыш уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Большой словарный запас у ребенка. Ребенок бегло излагает мысли, пытается освоить алфавит и научиться чтению не только по слогам. Он продолжает совершенствовать письмо печатным шрифтом. Считает иногда до сотни и складывает и вычитает в пределах десяти. Малыш осваивает сложные игрушки, вплоть до компьютера. Может больше часа играть не отрываясь на улице, дав предпочтение спортивным играм. Любит бегать, соревноваться.

Прекрасно зная свои руки, правую и левую, он не умеет различать их у других, что иногда мешает ему четко выполнять спортивные задания.

К шести годам ребенок уже практически осваивает большинство необходимых ему навыков. Он аккуратен, следит за внешним видом, прической, обувью, одеждой. Обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству.

Ребенок ориентируется во многих бытовых вещах и ситуациях и даже в сложных отношениях в своей семье.

Он многое знает, многое умеет. Ребенок созрел для разных видов обучения как пичность.

Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания. Прекрасно, если они положительные. Это важно для дальнейшего.

Особенности общения со сверстниками

В этом возрасте сверстник приобретает по-настоящему серьезное значение в жизни каждого ребенка. Он большую часть времени проводит с ними. У ребенка появляются друзья обычно его пола. Психологическую поддержку ребенок теперь может получить не только от взрослого, но и от друга.

Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем мире.  Ребенок жаждет поделиться новыми впечатлениями со всеми. Так как у взрослых в детском саду не хватает времени на подробные беседы с каждым ребенком, сверстник, «распираемый» той же информацией и похожими чувствами и проблемами, становится для ребенка вполне приемлемым собеседником. В-третьих, развитие произвольности, а также интеллектуальное и личностное развитие позволяет самостоятельно, без помощи взрослого налаживать совместную игру. В-четвертых, интерес ребенка к себе и своим качествам, распространяется и на сверстников.

Взаимоотношения со сверстниками изменяются и усложняются.

В некоторых группах происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Это разделение порождает поистине драматические коллизии, а иногда весьма неприятные типы взаимоотношений в детской группе.

Возникают симпатии и антипатии, проявление которых глубоко переживаются детьми. Так, длительные и сильные огорчения ребенку начинает доставлять нежелание играть и общаться с ним привлекательного для него сверстника.

Что касается усложнения самих взаимоотношений, то среди них появляются такие сложные формы, как обман и мелкий шантаж. Ребенок может предложить чем-то обменяться, и после обмена не отдать или отнять то, что обещал взамен. Бывают случаи, когда ребенок выменивает у сверстника понравившуюся ему вещь, угрожая пожаловаться воспитателю.

Меняется оценка поступков и качеств сверстника. Раньше объектом отношения и оценки для детей были в основном три момента в поведении сверстников. Первый – выполнение режимных требований взрослых («Хорошо ест», «Плохо ест», «Быстро засыпает», «Медленно засыпает» и др.). Эти суждения не имеют никакого значения  для личного благополучия ребенка. Это отголосок оценок и замечаний взрослого.

Подобные суждения сохраняются и на шестом году и начинают представлять значительную опасность, поскольку за многими детьми устанавливается репутация «плохих» именно по той причине, что они медленно едят   или с трудом засыпают. Известно, что, если воспитатели начинают хвалить таких детей, они буквально за несколько дней переходят в разряд «хороших».

Второй момент – попытки отнять привлекательный предмет и проявления агрессии в форме драки. Он сохраняется на всех этапах дошкольного возраста, хотя в разных группах его место весьма различно. На эту сторону детских взаимоотношений велико влияние воспитателя.

Третий момент – контакты по поводу совместной игры, которые становятся все более интенсивными и значимыми для ребенка. Важным фактором этих взаимоотношений становится не только способность делиться игрушками, сколько умение играть, способность уступать партнеру и согласовывать с ним ход игры.

Новыми сторонами, определяющими отношение детей друг к другу, являются их личные качества и характер взаимоотношений. Диапазон личностных качеств велик: «Честная девочка», «Она ябеда», «Маша умная и добрая», «Он самый сильный и никого не бьет», «Любит командовать другими» и т.п. Взаимоотношения также осознаются и  фиксируются: «Я с девчонками не вожусь», «Мы все подружки» и т.п.

Все подобные оценки и отношения имеют как положительный, так и отрицательный характер. В среднем положительную окраску имеют две трети высказываемых отношений, а отрицательную – одна треть. Но это соотношение очень различно в разных группах. Очевидно, что это различие связано не с возрастом, а с обстановкой, которая господствует в группе и зависит главным образом от воспитателя.

Необходимо также иметь в виду, что у большинства детей положительное отношение к сверстникам адресовано не всей группе, а только тем двум-четырем детям, с которыми ребенок более или менее регулярно контактирует.

Вместе с тем, практически в каждой группе есть один-два ребенка, которые ко всем относятся крайне недоброжелательно и видят в сверстниках только плохое. Подобная недоброжелательность отнюдь не является ответом детей на плохое отношение сверстников. Наоборот, сверстники относятся к ним неплохо или, в крайнем случае, равнодушно. Это не что иное, как возникающее уже в таком возрасте недоброжелательство к другим, которое представляет собой   очень серьезную опасность и большую воспитательную проблему.

Психические процессы

Основные изменения в психических процессах детей 5-6 лет обусловлены становлением произвольности этих процессов. Дети способны самостоятельно ставить цель или принять цель, поставленную взрослым.

Восприятие. Острота зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве продолжают совершенствоваться. Восприятие приобретает черты произвольности. Раньше ребенок воспринимал то, с чем действовал. Теперь может вслушиваться в различные звуки, сравнивать их; рассматривать сложную картинку и искать спрятанные среди других линий картинки.

Внимание. Объем и устойчивость внимания возрастают. Зависимость от непосредственного интереса уменьшается. Появляется способность произвольно направлять  и удерживать внимание на любом объекте. Благодаря этому возрастает эффективность словесных указаний взрослого. Но произвольное внимание кратковременно и требует от детей этого возраста больших усилий.

Память. Расширяется объем непроизвольной памяти. Происходят сдвиги в становлении произвольной памяти. Но произвольное внимание представляет для детей еще трудности, его становление происходит и в школьные годы.

Речь. Речь становится внеситуативной, более связной, внутренне согласованной и монологичной. Изменяется содержание: значительное место начинают занимать человеческие отношения.

Мышление ребенка после пяти лет отличается способностью удерживать в представлении уже не отдельное событие, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи.

Воображение. Большинство детей обладает весьма развитым пространственным воображением. Арифметические задачи на сложение и вычитание многие дети также решают на основе воображения.

Эмоции. Шестой год жизни знаменуется резким нарастанием сложности эмоциональной жизни ребенка. Ребенок способен контролировать своё поведение и частично регулировать проявления своих чувств. Теперь он может сознательно или намеренно скрывать свои чувства от других.

Источниками радости и печали ребенка становятся реальные отношения. Теперь ребенок «обливается слезами» не только над вымыслом, но и в связи с размышлениями о том, нравится ли он мальчику, с которым хочет дружить, или девочке, в которую влюблен, любят ли его на самом деле мама или отец, воспитательница и т.п.

Пятилетний ребенок может плакать от жалости к бродячей собаке или нищему. Он может сопереживать чувствам и состоянию другого. Он умеет увидеть и понять их.

Теперь ребенок отличает живые существа, которые, как и он сам, могут чувствовать боль или радость, от неживых предметов.

Теперь состояние организма не определяет полностью душевного состояния ребенка. Напротив, он может получать удовольствие и чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: «Я ушибся, но не плакал», «Мне было страшно, ноя же не трус!» (т.е. не изменил свое намерение и поведение под влиянием этой эмоции).

Осваивая новые сферы деятельности, требующие произвольного контроля поведения, дети учатся владеть своими эмоциями. Это психологическое приобретение шестого года жизни.

К числу источников положительных эмоций у некоторых детей добавляется радость познания  и преодоление трудностей при решении задач.

На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. Они могут испытывать восторг от созерцания яркого пейзажа, красивой музыки, балетного спектакля.

© 2016, Детский сад № 32 г Братск